Расписание мероприятий

Воскресенье: БОГОСЛУЖЕНИЕ В 11:00
1-е воскресенье месяца: БОГОСЛУЖЕНИЕ СО СВЯТЫМ ПРИЧАЩЕНИЕМ В 11:00
Среда:
БИБЛЕЙСКИЙ ЧАС - МОЛИТВА В 19:00 (в крипте, вход со двора)
2-я пятница месяца:
ЖЕНСКИЙ КРУГ ОБЩЕНИЯ В 18:00 (в крипте, вход со двора)

Пять sola

31 октября 1517 года Мартин Лютер прибил свои "95 тезисов" к дверям замковой церкви в Витенберге. Этот день считается днем начала европейской Реформации. Основными доктринами Реформации являются Quinque sola (пять "только"). В чем смысл этих доктрин?

1. Soli Deo gloria (лат.) – одному Богу слава. Этот принцип говорит о том, что человек должен почитать и поклоняться только Богу.  Ослепленные своими достижениями,  мы забываем о Том, Кто стоит в начале и конце всего, кто дает нам дыхание жизни. В церкви эта забывчивость выражается в упадке нравственности, незнании Библии, нежелании проповедовать Евангелие благодати Божие и т.п.

Господь непостижим в Своей мудрости и силе. Поражаясь Его величию в спасении, апостол Павел не может сдержать славословие: "О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь" (Рим. 11:33-36). Такому Богу воздают хвалу небесные существа, восклицая: "Достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено" (Отк. 4:11)

2. Solus Christus (лат.) - только Христос.  Господь Иисус Христос является единственным посредником между Богом и человеком, и спасение возможно только через веру в Него. Solus Christus - это продолжение темы оправдания верой и спасения по благодати. Спасение мы получаем через Господа Иисуса Христа и Его служение на кресте. Иисус сказал: "Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин. 14:6). Апостол Петр продолжает мысль: "Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись" (Деян. 4:12). Для спасения необходим только Христос, и Христа одного достаточно для того, чтобы спастись.

3. Sola gratia (лат.) – "Только благодатью"– это основная доктрина, означающая, что люди могут быть приняты в жизнь вечную с Богом исключительно по Божьему желанию и милости через спасительную миссию Христа. Лютер был убежден в том, что сердце Реформации – это доктрина благодати; и что доктрине sola fide – оправдание только через веру – предшествует доктрина sola gratia – концепция оправдания только по благодати.  Апостол Павел провозглашает: "Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился" (Еф. 2:8-9).

Этот отрывок является одним из самых замечательных сжатых изложений благовестия Библии. Его называют лозунгом богословия Реформации: "Только по благодати, только через веру, одному только Богу слава". Все другие религии основаны на человеческих заслугах. Но Библия утверждает, что Бог милостив к недостойным, которые не делают, что могли бы делать, которым нечем оправдать себя, которые могут только взывать: "Боже, будь милостив ко мне, грешнику!" Потом они получают Божью благодать - то, чего никогда не могли бы заслужить. Спасение по благодати не отрицает дела. Спасение воплощается в добрые дела. Добрые дела не могут восстановить наши добрые отношения с Богом, но в то же время наши отношения с Богом проявляется в добрых делах. Мы не заслуживаем Его любви, но в то же время стараемся быть достойными ее. Добрые дела не производят спасения, но спасение производит добрые дела. "Тем прославится Отец Мой, - сказал Иисус, - если вы принесёте много плода, и будете Моими учениками" (Ин. 15:8). Дела - одно из доказательств спасения.

 4. Sola fide (лат.)- только верою.   Прощение можно получить только верой, безотносительно добрых дел и поступков. Добрые дела важны, но они не источник и не условие спасения души. Дела лишь неизбежные плоды  веры. 

Спасительная вера подразумевает, что Христос родился и умер лично за нас. Веру следует понимать как "доверие". Вера соединяет верующего с Христом. Это можно сравнить с браком. (В браке имущество и обязательства объединены). Все, что имеет Христос, может иметь и верующий. Все, что имеет человек, принадлежит Христу. Грех, смерть и осуждение получает Христос. Благодать, любовь и спасение принимает верующий. Верою во Христа мы делимся приобретенным.

Доктрина оправдания верой стала, пожалуй, самым значительным открытием Лютера. 

Мартин Лютер хотел быть достаточно совершенным, чтобы войти в Царство Небесное. Его учили, что для того, чтобы угодить Богу и завоевать его благодать, человек должен "стремиться изо всех сил делать добро".

Лютер стал монахом, надеясь таким образом завоевать расположение Господа. Он морил себя голодом, холодом и бдением и довел себя до того, что из цветущего юноши превратился в скелет, обтянутый кожей. Лютер был хорошим богословом и понимал: проблема не в величине греха. Самый маленький грех может разделить с Богом. Вопрос в том, прощены ли все грехи?  Бог требует совершенства, а, в то же время, наделяя человеческой природой, склоняет ко греху. Как можно любить Бога, зная, что Он требует невозможного?

Лютер жил по-монашески, не зная душевного мира и пребывая в постоянном страхе перед Богом. Все изменилось, когда Лютер начал изучать послание к Римлянам : «В нем открывается правда Божия от ве¬ры в веру, как написано: «праведный верою жив бу¬дет».  Наконец, размышляя днем и ночью над этими словами Лютер сказал : " я стал понимать эту "правду Божью" как то, посредством чего праведный человек живет даром Божьим (верой)… Я сразу же почувствовал себя заново родившимся, как будто я вошел через открытые врата самого рая. С этого момента я увидел все Писание в новом свете… Теперь, ранее ненавидимую мною фразу "правда Божья" я стал любить и превозносить как сладчайшую из фраз, а это место из Павла стало для меня самими вратами рая".

Оправдание не значит, что Бог делает нас совершенными (мы никак не можем стать совершенными). Он объявляет нас совершенными. Объявляет искупленными через Христа. Христос оплатил долг беззаконных  своей смертью на кресте. Исследуя Библию, Лютер понял: "Во Христе я имею полное совершенство. Если умру сейчас - не надо бояться. Я одет в праведность Христа и пред Богом предстану совершенным".

Когда Иисус приходит в сердце - мы не становимся совершенными в сущности. Но Бог принимает нас так, как принимает Своего Сына Иисуса Христа. Это Евангелие - добрая, радостная весть, которую Бог предлагает людям.

Благодать не только спасает, но и научает, как себя вести, как жить в благодати. Евангелие незаслуженной благодати заставляет нас признаться в том, что мы "нищие духом", совершенно неспособны заплатить за свое спасение. Здесь наши качества, таланты, способности не принимаются в расчет. Потому "мытари и блудницы" впереди нас идут в Царство Небесное, ибо полагаются не на себя, а на Бога.

5. Sola scriptura (лат.) – только Писанием. Прилагательное (sola) и существительное (scriptura) стоят в творительном, а не в именительном падеже, чтобы показать, что Библия не сама по себе, а является инструментом Бога, с помощью которого Oн приходит к человеку.  Этот принцип утверждает верховенство Священного Писания перед всеми остальными христианскими писаниями. Никакое христианское учение, либо доктрина не должно противоречить Священному Писанию.

"В христианском учении мы не должны утверждать ничего такого, чему не учит Святое Писание", - писал Лютер. "Если кто-то из них (папистов) будет досаждать вам и утверждать: "Вам надлежит иметь истолкования Отцов, поскольку Писание неясно и туманно", вы должны отвечать: "Это неправда. Не существует на земле более ясной книги, чем Святое Писание, которое по сравнению со всеми другими книгами - как солнце по сравнению с любым другим источником света..» 

Не церковь должна определять, чему учит Библия, а Библия должна определять то, чему учит церковь и Библия должна стать руководством в повседневной жизни верующего.

Во время Лютера чтение Библии мирянами не поощрялось. Лютер сам до двадцати лет не видел ни одной Библии. Но позже в Библии он нашел великий источник веры и практики, к которому должен обращаться каждый христианин. 

Церковь, как и отдельные христиане, сильна, когда Писания являются непогрешимым стандартом ее жизни. Люди меняются, когда через чтение и слышание Слова приходят к Богу. Именно поэтому Библию считают опасной книгой. Очень много Библий уничтожили, сожгли за историю человечества. Больше чем каких-либо других книг. И если бы Библия не была Словом Божьим, она давно бы перестала жить.

Стоит снова обратиться к этой удивительной книге, вспомнив принципы Реформации, чтобы строить жизнь на надежном основании.